?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Писатель Фридрих Горенштейн и вершина его творчества "Место: Политический роман из жизни одного молодого человека", как мне кажется, известны русскому читателю незаслуженно мало. Роман "Место", если не ошибаюсь, был напечатан лишь однажды в 1991 году Советско-Британским СП "Слово/Slovo" тиражом 50 тысяч и с тех пор не переиздавался. Вместе с тем это произведение исключительного таланта и масштаба, равные ему книги в русской прозе ХХ века можно перечесть буквально по пальцам одной, ну, самое большее, двух рук ("Жизнь Клима Самгина", "Мастер и Маргарита", "Жизнь и судьба", "Архипелаг ГУЛАГ"). Хотя, каюсь, и я, попытавшись - уже больше пятнадцати лет назад - читать "Место", тогда почему-то остановился. Роман написан в традиции Достоевского; это ни в коем случае нельзя называть эпигонством, тем не менее, может возникнуть, ощущение, что автор не просто опирался на творчество классика, но и сам проделал в своём развитии путь, схожий с эволюцией литературного метода Фёдора Михайловича, причём в пределах одного произведения, романа "Место"! В первой части книги, названной "Койко-место", главный герой, молодой человек по имени Гоша (Григорий) Цвибышев, сын репрессированного военачальника, предстаёт этаким вечным потерпевшим, жертвой всяческих унижений, оскорблений, даже издевательств. Он нелегально, без разрешения, живёт в общежитии; чтобы удержать за собой койко-место, вынужден пускаться на всякие хитрые (и тоже унизительные, конечно) манёвры; чтобы придать себе более презентабельный "имидж", с чрезвычайной экономностью распоряжается имеющимися у него материальными средствами. И этим напоминает Долгорукого из "Подростка", тоже согласного до бесконечности носить одно и то же платье, собственноручно чистить его щёткой.... Он подобен и "подпольному" человеку. Несмотря на то, что им помыкают на работе, в строительном управлении, и даже его покровитель презирает его, и девушки его не любят, смеются над ним (почти до тридцати лет он остаётся девственником), мечты Гоши несколько туманны, но грандиозны... Первая часть романа, однако, изображает одни лишь мытарства героя, причём с несколько даже утомительной детальностью (наверно, потому моя первая попытка чтения романа и "захлебнулась"). Более того, и мечта Гоши, его болезненно преувеличенные представления о себе, о своём "инкогнито" будущего великого человека, неожиданно терпят полный крах... И тут происходит неожиданная метаморфоза - и в жизни героя, и в самом повествовании.
Гоша Цвибишев оказывается сыном репрессированного, отца уже нет в живых - а для него начинается реабилитация. С этого момента события развиваются, как бы подхваченные неким вихрем... нечто подобное встречал лишь в романах Достоевского - "Бесы", "Братья Карамазовы" (отчего и сказал, что Горенштейн как бы повторил путь развития классика золотого века; для Достоевского переход от сочинений описательных к динамичным, остросюжетным романам, романа-триллерам, как сказали бы сейчас, тоже стал новой "фазой" в творчестве), в "Мастере и Маргарите"... Это, на мой взгляд, очень большое достижение. Романов, написанных занимательно, прихотливо, остроумно, создано немало, даже и в наши дни, а вот уметь писать так, рассказывая, казалось бы, о частном, но говорить при этом о чём-то гораздо большем - о судьбах народов... о назначении человека... - для такого надобен огромный талант. Какой был, скажем, у Булгакова, когда он писал про своего Мастера...
Гоша вовлекается в политическую борьбу, которая, пожалуй, более фантастична, чем революционная деятельность "бесов", описанная Достоевским в соответствующем романе. Ведь действие происходит в конце 50-х годов, ещё совсем недавно человека могли упечь в лагерь за какой-нибудь безобидный анекдот. А тут члены подпольного кружка планируют покушение на Молотова, персоны самой приближённой в своё время к "императору". Покушение, обернувшейся всего лишь пощёчиной, тем не менее, связавшее Гошу с самыми разными людьми - одни из которых находились на высоких ступенях общества, другие же были дерзкими вольнодумцами, "наполеонами", одержимыми своей идей, своей правдой... Иногда этих людей уже даже нет в живых - как Троцкий, например, но история его убийства вдруг оборачивается делом всё ещё живым, незавершённым... и Цвибышев вместе со своей группой чуть ли не становится этому делу причастен.
Но далее в жизни новоявленного политического активиста происходит ещё одна метаморфоза. Старшие товарищи по подпольной группе вводят его в семью некой знаменитости, журналиста, как называет его автор, баловня судьбы в сталинские времена, затем - не надолго - фрондёра, одного из лидеров антисталинской оппозиции, впоследствии, однако, обвинённого радикальной молодёжью в недостаточной "революционности". (Поначалу я полагал, что прототипом этого персонажа послужил Константин Симонов... но потом пришёл к выводу, что если и да, то - только частично). Сын журналиста Коля тут же становится горячим другом Цвибышева. Дочь Маша - вызывает у Гоши мгновенную и, он это сразу понимает, совершенно безнадёжную любовь (и тот, и другая - личности совершенно в духе молодёжных героев Фёдора Михайловича, экзальтированные, отличающиеся бескомпромиссным максимализмом). Связь с этой семьёй в конце концов оборачивается для Цвибышева связью с... КГБ. Он становится своего рода нештатным сотрудником этой организации и, выполняя задание начальства, отправляется в один из южных городов России, где зреет настоящий бунт (причем, как раз такой, как сказал о русском бунте классик, солнце поэзии). Страницы, рисующие ужасы народной стихии, наверно, самые драматичные в романе. После них начинаешь понимать, что статьи про события в Новочеркасске изображали случившееся несколько однобоко - всего лишь как проявление непропорциональной жестокости со стороны властей... Пришло на ум сравнение и с творениями Э.Лимонова. Во-первых, надо сказать, Горенштейн предвосхитил его в этой теме - в изображении всяческой неформальной активности населения, вооруженных выступлений. Во-вторых, понимаешь, что он превосходит лидера нацболов как минимум головы на две - и как человек, и как писатель... Как я уже сказал, удивить нас хитроумно закрученным сюжетом уже трудно. А вот уметь по ходу повествования вкраплять неожиданные, в чём-то парадоксальные и удивительно убедительные, мудрые ( а не просто - циничные, как у Лимонова) наблюдения над природой человеческой (над природой кобелирования, в частности:)), и просто над природой... - вместе с "взвихренностью" рассказа взятое, это граничит уже почти с гениальностью...
Скачать произведения Горенштена, в том числе и роман "Место можно здесь и здесь.


Фридрих Горенштейн

Фридрих Горенштейн (1932 - 2002)


Comments

( 4 comments — Leave a comment )
i_scribe
May. 17th, 2013 08:33 pm (UTC)
Печатался в 1991 в журнале "Знамя" под названием "Койко-место". В журнальном варианте, конечно. С сокращениями. Тогда и прочитал впервые. Сейчас с удовольствием перечитываю. Тем более, что действие проис ходит в Киеве, откуда я родом.
igorgag
May. 19th, 2013 04:32 pm (UTC)
Смею предположить, что это была всё же только первая часть романа, поскольку именно так она и называется ("Койкоместо"). Ведь далее в романе следуют другие места...
i_scribe
May. 24th, 2013 08:21 pm (UTC)
Точно! Это первая часть была. К сожалению не так много людей знакомы с произведениями Горенштейна. Это, пожалуй, была первая публикация в СССР. И многих, как вы справедливо заметили, оттокнул этот стиль описания "с несколько даже утомительной детальностью". Меня это не оттолкнуло, видимо потому, что я во многом узнавал себя и свои (я тоже Игорь, но с детства называли Гоша). В общаге, правда, не жил и не голодал :)
igorgag
May. 25th, 2013 02:23 pm (UTC)
Я себя с героем не идентифицировал, но просто было интересно. В общаге жил, но там отношения были вполне человеческие. Не то, что в армии...
( 4 comments — Leave a comment )

Latest Month

December 2018
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Tags

Page Summary

Powered by LiveJournal.com